Антимонопольный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий
30 сентября 2022, 15:59
Тип документа:
Доклады

Антимонопольный контроль за деятельностью субъектов естественных монополий

 

В рамках контроля антимонопольного законодательства за деятельностью субъектов естественных монополий осуществляется:

1) контроль за деятельностью субъектов естественных монополий:

- в сферах деятельности, связанных со снабжением по сетевой инфраструктуре жизнеобеспечивающими ресурсами (электричество, вода, тепло, газ), необходимых для комфортного проживания, а также возможности ведения предпринимательской деятельности;

- в сфере транспортной инфраструктуры: морские порты, аэропорты, автовокзалы, железнодорожные перевозки, грузовые терминалы;

2) контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов на товарных рынках, смежных со сферой деятельности естественной монополии, а также на конкурентных рынках.

 

Контроль осуществляется:

1) путем выявления, предупреждения и пресечения нарушения антимонопольного законодательства в действиях доминирующих хозяйствующих субъектов (ст. 10 Закона о защите конкуренции), когда при выявлении признаков нарушения злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках может быть:

- выдано предупреждение об устранении причин и условий, способствующих возникновению такого нарушения (навязывание невыгодных условий договора, отказ от заключения договора, установления различных цен на один и тот же товар, дискриминационные условия) (в этом случае при исполнении предупреждения лицо не привлекается к административной ответственности);

- возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства и при подтверждении признаков его нарушения выдается предписание и нарушитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа в соответствии с КоАП РФ;

2) путем привлечения ресурсоснабжающих организаций в сфере электро-, тепло-, водо- и газоснабжения при нарушении соответствующих правил присоединения (технологического присоединения) объектов капитального строительства, к административной ответственности на основании ст. 9.21 КоАП РФ.

 

За период с 01.01.2022 по 29.09.2022 отделом контроля естественных монополий:

- количество рассмотренных заявлений - 240;

- количество возбужденных административных дел17;

- количество выданных предупреждений - 3 се предупреждения исполнены хозяйствующими субъектами).

 

Отделом контроля естественных монополий за период с 01.01.2022 по 29.09.2022 была проведена значительная работа по предупреждению и пресечению признаков нарушения антимонопольного законодательства в отношении субъектов естественных монополий и иных хозяйствующих субъектов в части выдачи предупреждений и представлений, а также посредством вынесения постановлений.

 

В частности, отмечаем, что количество заявлений, поступающих в Управление о нарушении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, сетевыми организациями уменьшилось по сравнению с 2021 годом.

Кроме того, некоторые нарушения, в связи с которыми заявители обращаются в адрес Управления, устраняются сетевыми организациями на стадии рассмотрения заявлений, в связи с чем у Управления отсутствуют основания для привлечения сетевых организация к административной ответственности.

 

Также отмечаем, что в указанный отчетный период Управлением рассмотрены:

1. антимонопольное дело № 078/01/10-95/2021, возбужденное в отношении ООО «Офис на Моисеенко», в части нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в отказе урегулирования разногласий по исполнению обязательств водоснабжения и водоотведения здания, имеющего присоединение к эксплуатируемым ООО «Офис на Моисеенко» сетям водоснабжения и водоотведения;

2. антимонопольное дело № 078/01/10-1542/2021, возбужденное в отношении группы лиц в составе ООО «Северо-Западная Управляющая компания» и АО «Невская мануфактура», в части нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в навязывании ООО «РМ-Эстейт», имеющему в установленном законом порядке технологическое присоединение принадлежащему ООО «РМ-Эстейт» объекта к системе теплоснабжения, на невыгодном, не предусмотренном нормами действующего законодательства требовании АО «Невская мануфактура» финансовых средств на восстановление технологического присоединения объекта к системе теплоснабжения в условиях расторжения ООО «Северо-Западная Управляющая компания» в одностороннем порядке договора теплоснабжения.

 

 

 

 

Также отделом контроля естественных монополий рассматриваются заявления о нарушении сбытовыми организациями Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 24.

Предусмотренная Стандартами обязательность раскрытия информации сбытовыми организациями обеспечивает соблюдение правил конкуренции на рынке снабжения электрической энергии, на котором одна из сбытовых компаний – гарантирующий поставщик (в СПб – АО «Петербургская сбытовая компания») несет публичную обязанность по заключению договоров электроснабжения, в то время как иные сбытовые организации не ограничены такой обязанностью и вправе выбирать себе более выгодных потребителей (например, гарантированно платежеспособных, либо только коммерческих потебителей и т.п.) по собственному усмотрению.

Отделом контроля естественных монополий за период с 01.01.2022 по 29.09.2022 на основании поступившей информации были возбуждены 3 дела об административных правонарушениях в отношении сбытовых организаций.

 

В дополнение отмечаем, что Управление на еженедельной основе участвует в заседаниях штабов по вопросам исполнения газораспределительными организациями Северо-Западного федерального округа договоров в рамках догазификации, а также по контролю текущей ситуации на рынке нефтепродуктов также на территории СЗФО.

На территории Санкт-Петербурга отсутствуют договоры подключения в рамках догазификации сроки исполнения по которым нарушены. За указанный отчетный период дела об административных правонарушениях в отношении ООО «ПетербургГаз» Управлением не возбуждались.

Стоимость автомобильных бензинов и дизельного топлива на территории СЗФО подвержена незначительным колебаниям, проблем с поставками топлива, в том числе его дефицита не наблюдается. Запасы и остатки нефтепродуктов достаточные для обеспечения.

Приложенные файлы
Естественные_монополии-1664542878.odt (28,3 КБ)
Наверх